История Международного фестиваля креативности “CANNES LIONS”

В 1954 году, находясь под впечатлением от успеха Международного Каннского кинофестиваля, основанного 1940 году, европейская группа рекламистов, продающая рекламное время в кинотеатрах (во время киносеансов), пришла к выводу, что компании-изготовители рекламных роликов, наряду со своими коллегами - представителями киноиндустрии, также заслуживают самого широкого признания.

Так был основан Фестиваль рекламных роликов, который поначалу проводился то в Каннах, то в Венеции. А, начиная с 1977 года, постоянным местом проведения Фестиваля стал город Канны во Франции.

По мере развития рекламного бизнеса и расширения возможностей телевидения в качестве рекламного носителя, рекламные ролики стали представляться на Фестиваль вне зависимости от их размещения (в кино, или на телевидении) и оцениваться по техническим критериям. Например, существовали категории роликов по различным хронометражам, сюжетам, а также игровые и анимационные. Однако к началу 1967 года было принято решение о подразделении категорий роликов по типу рекламируемой продукции/услуг. Структура категорий постоянно совершенствовалась по мере расширения видов рекламируемых товаров и услуг, а также формирования новых тенденций на рынке.

В 1992 году организаторы расширили рамки Фестиваля. Кроме номинации Film, стали приниматься заявки по категории “Press&Poster”. В этом конкурсе участвуют печатные работы – реклама в прессе и наружная реклама. К этому времени Каннский Фестиваль стал самым престижным в мире рекламным смотром, где представители международного рекламного сообщества представляют свои лучшие работы.

С 2002 года конкурс Press&Poster был разделен на две номинации, стали присуждать два Гра При. А с 2006 года у конкурса Outdoor появилось свое отдельное жюри.

С 1992 года в рамках Каннского фестиваля рекламы существует специальная программа для молодых создателей рекламы (до 30 лет). В рамках этой программы проходят Конкурс молодых креаторов (проводится с 1995 г.) и Вечер молодых креаторов. Каждая страна может представить команду, состоящую из двух человек, – копирайтера и арт–директора.

Постепенно количество конкурсов расширялось и сейчас Конкурс молодых львов проходит в следующих номинациях: Film, Press, Media и Cyber lions.

В 1996 году впервые прошла Ярмарка творческих возможностей (Creative Market – с 1998 г. Cannes Lions Village), на которой рекламные агентства, дизайнерские и креативные компании, компании post–production, музыкальные библиотеки и тон–студии демонстрируют свои возможности.

С 1996 года Каннский фестиваль рекламы имеет свою страничку в Internet (http: //www.canneslions.com), где Вы можете найти данные об участниках, конкурсных работах и программе Фестиваля.

Мировая компьютерная сеть становиться все более популярным средством массовых коммуникаций. Лучшие специалисты по маркетингу и рекламе не смогли это проигнорировать, и в 1998 г. в рамках Каннского фестиваля рекламы впервые прошел конкурс “Cyber Lions”. В рамках этого конкурса присуждаются два Гран–при: за лучший сайт и за лучшую онлайновую рекламу. Технические условия: все сайты должны быть подготовлены для просмотра с помощью Netscape2.0/Explorer2.0 или их более поздних версий. Все вебсайты и реклама должны быть переведены на английский язык или сопровождаться напечатанным переводом.

В течение долгого времени креативное содержание информации считалось движущей силой в рекламе, т.к. количество СМИ было ограничено. Сегодня все изменилось. Благодаря бурному развитию СМИ и их выходу на мировой рынок, а также благодаря постоянно растущим знаниям и опыту в этой области, роль СМИ выходит на качественно новый уровень. Принимая это во внимание, организаторы Международного фестиваля рекламы “Cannes Lions” в 1999 году провели конкурс “Media Lions”.

Первоначально предполагалось, что дебют “Media Lions” пройдет в феврале 2000 года и фестиваль будет самостоятельным, но потом было принято решение оставить его под крылом Международного фестиваля рекламы.

В большинстве рекламных конкурсов рассматривается творческая сторона рекламы, но цель “Media Lions” – продемонстрировать другую составляющую рекламы – медиапланирование, это конкурс стратегий. В конкурсе принимают участие любые компании, связанные с медиа: рекламные агентства, медиа–агентства, рекламодатели и СМИ.

Номинация Direct Lions, посвященная всем формам директ маркетинга была учреждена в 2002 году.

В 2005 году появился в программе фестиваля конкурс Radio Lions.

Учрежденный в 2006 году конкурс Promo Lions собирает лучшие кампании Sales Promotion со всего мира, включая sampling, конкурсы, мероприятия, PR, выставки и другие промоушен мероприятия. Существует 4 критерия по которым жюри оценивает работы и вручает львов: креатив, стартегия, исполнение и результат.

Впервые в 2008 году из-за большого количества представленных работ (1103 работы из 54 стран) в номинации Promo были введены Золотая, Серебряная и Бронзовая награды.

DESIGN Lions – новая конкурсная категория 2008 года в которой оценивался лучший инновационный дизайн и коммуникация брендов. Работы оценивались в категориях Упаковка, Логотипы и Торговые марки, Логотипы журналов и газет, Печатная продукция (постеры, открытки, календари, приглашения, каталоги, вывески).

Hоминация TITANIUM and INTEGRATED LIONS на Cannes Lions одна из самых молодых. За инновационные интегрированные кампании в этом году премия вручалась всего лишь в четвертый раз.

В совсем короткий период времени Титановые и Интегрированные Львы стали наиболее престижными трофеями.

Титановые Львы, детище Дэна Вайдена были представленны в 2003 году как награда за принципиально новые и инновационные концепции в мире маркетинга и рекламы.

Концовка «Интегрированные» была убрана для придания благозвучия и весомости. Титановые Львы чествуют идею уникальности и новизны, что может быть не отмечено общепринятыми стандартами.

В ходе развития индустрии в 2007 году в конкурс были внесены изменения. Теперь интегрированные кампании с использованием трех и более разных медиа и инновационные концепции внесены в одну секцию - Титановые и Интегрированные Львы с одним жюри. По отбору шорт-листа жюри присуждает награды в категории Интегрированные Кампании и Титановые Львы.

Нет необходимости при подаче заявки уточнять будут это Интегрированные или Титановые Львы.

В то время как Интегрированные Львы отмечают высокие стандарты и новизну идей интегрированных кампаний, критерии Титановых Львов остаются неизменны - награждение принципиально новых идей, концепций, дающие новое направление развития отрасли.

2009 год - открытие категории PR Lions.

С каждым годом жюри фестиваля отмечает рост количества работ, поданных на рассмотрение – в 2008 году было представлено 432 работы из 39 стран.

Наиболее авторитетные в сфере рекламы профессионалы из 20 стран приезжают участвовать в жюри. Причем членом жюри можно быть лишь раз в жизни. Работы судят очень принципиально. Как результат – сверхпрестижность Каннской награды. Раньше, даже если у человека было много наград, он надевает только звездочку Героя Советского Союза. Так и в рекламном мире, если Вы смогли получить «Каннского Льва» – можно об остальных наградах и не упоминать!

Есть “Каннские львы” и у россиян. Всего их семь.

В 1989 году Россия впервые приняла участие в Международном Каннском фестивале рекламы. В номинации Film был выставлен советский рекламный ролик «ЗАЗ–1102» режиссера Татьяны Мартынцевой из «Внешторгрекламы», снятый по заказу «Автоэкспорта», и, о чудо!, первая победа – «Бронзовый лев» (в номинации «Торговая реклама»).

Напомним сюжет ролика. По шоссе едет автомобиль «Таврия». Внезапно заканчивается бензин, и машина останавливается. Водитель, вынув пустую канистру из багажника, некоторое время безуспешно пытается «голосовать», чтобы одолжить бензина. Отчаявшись, он достает зажигалку, и закуривает. И в этот момент ему в голову приходит блестящая идея: из зажигалки, он сливает бензин в бак автомобиля. После чего он заводит машину и уезжает. Слоган: «С этим автомобилем иногда забываешь о бензине! Ведь его нужно так мало. Автомобиль «Таврия» из Советского Союза».

Следующих двух львов, мы ждали семь лет.

Но все–таки он наступил – триумфальный 1996 год! Именно тогда РА “Видео Интернэшнл” завоевало «Серебряного» и «Бронзового Львов» за ролики «1996» и «История любви» (реклама «Рикк–Банка») в номинации «Банки» конкурса Film.

Член жюри конкурса Film В. В. Григорьев (бывший тогда генеральным директором издательства «Вагриус», а ныне заместитель министра по делам печати, телевещания и СМИ) так прокомментировал победу РА «Видео Интернэшнл»: «Они поймали ту свежесть, которой никогда не хватало в категории “Банки”. Все банки стремятся перечислить как можно больше услуг, которые они могут предоставить; расписать то обилие возможностей, которое получит клиент, работая с тем или иным банком». А в роликах «Рикк–Банка» утверждается, что это «самый скучный банк на свете». «Работают люди, работают деньги». Свежесть идеи – вот что, прежде всего, ценится на фестивалях.

Четвертый Каннский Лев был завоеван агентством EURO RSCG MAXIMA в 1998 году. Российская орбита, российское притяжение, российская геометрия и российский улет – это рекламная кампания российской водки «Смирновъ», и первый в номинации Press&Poster российский «Бронзовый Лев»!

В конкурсе Cyber lions “Бронзовый лев” за баннерный проект «Дизайн спасет мир» был врученн студии Артемия Лебедева в 2001 году.

C 2005 наступила эра IQ marketing – за два года два Золотых Каннских льва.

Первого льва получили в 2005-м году за проект «Раскрась город» для детей Беслана, в 2006-м – за кампанию для интернет-магазина «Озон».

Несколько раз работы российских рекламистов входили в short–list. В конкурсе Film в 1995 г. – три работы: две РА «Видео Интернэшнл» – «Кот» и «Перерыв» (реклама «Рикк–Банка»), и одна РА «Премьер СВ» – «Виспер» (ролик Юрия Грымова, снятый для страховой компании «Виспер»), в 1997 год – ролик РА «Бегемот» (производство «Видео Интернэшнл Production») “Spaceship Stolen” (автосигнализация).

В конкурсе Press&Poster в 1995 г. специальный диплом получило РА “Бегемот” за плакат “Угнали?” (автосигнализация Clifford).

С каждым годом все больше российских работ входят в шорт листы фестиваля.

В 2008 году в шорт листы фестиваля вошли:

В номинации Media lions: Luminous whites для Tide laundry detergent (Procter&Gamble) агентства Leo Burnett Moscow.

В конкурсе Disign lions попала работа московского агентства «Первый миллион» для стрип-бара «Белый медведь».

В Cyber lions: агентство Deluxe Interactive Moscow со своей работой - персональным сайтом журналиста и писателя Сергея Минаева www.amigo095.ru

Film lions:

- рекламное агентство Cheil Communitions Rus попало в шорт-лист с роликом "K.I.N.O глазами режиссера";

- московское агентство Ogilvy & Mather с роликом Car fire для банка Home Credit.

Чем же еще прославились русские в Каннах? Конечно «Русским вечером», который ежегодно проходит на пляже самого шикарного на всем побережье отеля «Карлтон». Русский вечер – это не только традиционные икра, водка, песни и русские красавицы в кокошниках, это еще и особая атмосфера, а главное – люди. Здесь Вы сможете встретить не только делегатов фестиваля из разных стран, но и членов жюри и даже самого большого каннского льва Терри Саважа.

NEW: Young Marketers Competition начнется в 2010 году наравне с соревнованием Cannes Young Lions в категории: Cyber, Media, Film и Press. У соревнующихся команд будет 24 часа на создание прекрасного брифа и презентации его лидерам международного класса в области креатива и стратегий, которые будут судить готовые работы. Также как, креативное испытание Cannes Young Lions воодушевляет и увеличивает значимость молодых талантливых агентств во всем мире, цель Young Marketers Competition сделать тоже самое для клиентов.

История Фестиваля.

Международный Фестиваль рекламы «Каннские Львы» - это самое крупное и авторитетное событие в мире рекламы и маркетинга. Каждый год рекламисты и рекламодатели со всего мира съезжаются в Канны, чтобы продемонстрировать свои последние достижения в области маркетинговых коммуникаций.

В ходе проведения Фестиваля устраиваются выставки, показы, мастер-классы, тематические семинары, организованные наиболее известными представителями рекламного бизнеса.Например, в 2007 году представители клуба Манчестер Юнайтед и известный английский футболист Бобби Чарльтон провели встречу, во время которой рассказали об интересных историях клуба и поделились планами, связанными с продвижением бренда Манчестер Юнайтед.

Компании-победители получают престижные призы — Львы, признающиеся во всем мире в области теле- и кинорекламы, наружной рекламы, интерактивной рекламы и наилучших медиа-решений.

В рамках Фестиваля традиционно проводятся конкурсы в категориях Film Lions, PR Lions, Press Lions, Radio Lions, Promo Lions, Direct Lions, Media Lions, Outdoor Lions, Cyber Lions, Design Lions, Titanium and Integrated Lions. Особо престижно получить награду в последней номинации, которую вручают за самую уникальную, глобальную и смелую идею. В 2010 году появилась еще одна новая конкурсная категория Film Craft lions – за самый лучший продакшен.

Это сейчас Каннские Львы  всемирно признанный фестиваль рекламы, но что же было в начале?

«В 1954 году, находясь под впечатлением от успеха Международного Каннского кинофестиваля, основанного в 1940 году, европейская группа рекламистов, продающая рекламное время в кинотеатрах (во время киносеансов), пришла к выводу, что компании-изготовители рекламных роликов, наряду со своими коллегами — представителями киноиндустрии, также заслуживают самого широкого признания.

Первый Фестиваль проводился в Венеции в сентябре 1954 года со 187 роликами из 14 стран. Лев с площади San Marcos в Венеции стал прототипом награды. Второй фестиваль проводился в Монте-Карло и затем в Каннах в 1956 году.

После этого Фестиваль  проходил либо в Венеции либо в Каннах, и только с 1977 года Фестиваль обрел постоянной место жительства - Канн. Номинация «Фильм» была разделена на 2 категории: телевидение и кино. Ролики оценивались по техническим критериям, в зависимости от хронометража или сюжета, также подразделялись на игровые и анимационные.

Но в 1967 году было принято решение о разделении роликов по типу рекламируемой продукции или услуг. Структура категорий периодически менялась и расширялась по мере увеличения видов рекламируемых товаров и услуг.

В 1987 Француз Roger Hatchuel, бывший член европейской группы рекламистов, начал управлять Фестивалем.

В 1990 году на Фестивале добавились семинары, организованные самыми известными деятелями в индустрии, делающие Канны уникальным местом для приобретения огромного опыта.

В 1992 Фестиваль переименовали в Международный Фестиваль Рекламы. Это изменение появилось так как, организаторы расширяли фестиваль, чтобы отразить мультимедийный подход рекламных кампаний, которые включили и аудиовизуальные и печатные СМИ. В этом же году добавлена номинация Пресса и Постер (Press&Poster). В этом конкурсе участвуют печатные работы – реклама в прессе и наружная реклама.

В том же году был введен пакет регистрации на Фестиваль для молодых креаторов. К этому времени Каннский Фестиваль стал самым престижным в мире рекламным смотром, где представители международного рекламного сообщества представляют свои лучшие работы.

Тогда же был организован «Конкурс молодых креаторов» (Young Creative Competition) по инициативе двух молодых рекламистов из РА Bozell (Голландия), которые предложили привлекать молодых профессионалов рекламы для участия в фестивале. Участники конкурса  - молодые (до 30 лет) специалисты в области креатива, производства рекламной продукции и работы с клиентами. В первом конкурсе приняло участие 50 человек. Постепенно количество конкурсов расширялось и сейчас конкурс «Молодых креаторов»  проводится в номинациях Film, Print, Media и Cyber Lions.

В 1996 году впервые прошла Ярмарка творческих возможностей (Creative Market), переименованная в 1998 году в  Cannes Lions Village, на которой рекламные агентства, дизайнерские и креативные компании, компании post–production, музыкальные библиотеки и тон–студии демонстрируют свои возможности.

Мировая компьютерная сеть становилась все более популярным средством массовых коммуникаций. Лучшие специалисты по маркетингу и рекламе не смогли это проигнорировать, и в 1998 г. в рамках Каннского фестиваля рекламы впервые прошел конкурс «Кибер Львы».

В 1999 году появилась номинация Media Lions. Первоначально предполагалось, что дебют «Медиа Львов» пройдет в феврале 2000 года и фестиваль будет самостоятельным, но потом было принято решение оставить его под крылом Международного фестиваля рекламы.

Цель «Медиа Львов» – продемонстрировать не творческую составляющую рекламы – медиапланирование, это конкурс стратегий. В конкурсе принимают участие любые компании, связанные с медиа: рекламные агентства, медиаагентства, рекламодатели и СМИ.

В том же году  “Каннские Львы” совместно с EMI Music Publishing, ведущим мировым музыкальным издательством, учредили новую премию — “Лев” за лучшее музыкальное сопровождение рекламы. 

Номинация «Директ Львы», посвященная всем формам директ маркетинга и была учреждена в 2002 году.

В 2003 году появилась Академия Львов имени Роджера Хачуэля, которая нацелена на обеспечение однонедельного обучения лучшим студентам со всего мира, которые уже изучают рекламирование, маркетинг, коммуникацию и дизайн – это инвестиция Канн в будущее рекламной отрасли.

В 2004 году Европейская медийная компания-гигант Emap Communications приобрела Международный фестиваль рекламы Каннские Львы. Emap выкупила фестиваль у его бывшего владельца лондонской компании WJB Chiltern Trust Co. за 100 миллионов $.

В настоящее время Исполнительным Председателем фестиваля (Executive Chairman) является Терри Сэвидж (Terry Savage).

К 2005 году прибавились новые номинации - Radio Lions и Titanium Lions for Integrated Campaigns(награда за принципиально новые и инновационные концепции в мире маркетинга и рекламы).В этом году вводятся две новые награды в номинации "Агентство года" - Direct Marketing Agency of the Year и Interactive Agency of the Year.

В 2006 году появилась новая номинация Promo Lions, которая собирает лучшие кампании Sales Promotion со всего мира. В 2010 году конкурс был переименован в Promo & Activation. Такое название, по мнению организаторов, лучше отражает суть категории.

Также ввели отдельную команду жюри  для Outdoor Lions. Из-за невероятного роста и успеха Media Lions, была добавлена номинация Медиа-агентство Года.

По мере того как Фестиваль  внедрялся в среду рекламной индустрии вводились все новые изменения, которые были представлены в 2007 году. Одно из нововведений фестиваля - Content Showcases. «Специализированная выставка в Palais des Festivals, где креаторы и производители контента всех сфер СМИ смогут представить свои продукты и способности тысячам посетителей. The Cannes Lions Content Showcase стремится быть как информативной, так и образовательной выставкой. В качестве дополнения к стендам представлен ряд семинаров, доступных для всех зарегистрированных участников.

Номинация Titanium Lions расширилась до Titanium and Integrated Lions. Теперь интегрированные кампании с использованием трех и более разных медиа и инновационные концепции внесены в одну секцию.

Также появился регистрационный пакет для студентов, для того что студенты, обучающиеся в области рекламы, могли понять все возможности фестиваля.

В 2008 году был самый большой фестиваль по всем параметрам. Здесь и более 10 000 делегатов из 85-ти стран мира, было огромное количество выставок, семинаров, мастер-классов – и все направлено на расширение навыков и знаний Юных творцов и Студентов. Все это проходило в Зоне Юных творцов.

Появилась номинация в области дизайна Design Lions. Эта номинация стала такой успешной, что появились все три льва и Гран-при.

Также были внесены изменения в условия подачи работ в Film Lions. Теперь ими могут быть любые форматы фильмов: ролики, снятые как на камеру, так и на мобильный телефон, вирусное и home video.

В 2009 году появилась награда в области PR «PR Lions».

На семинарах и workshop были такие спикеры как Biz Stone, со-основатель Twitter; Steve Ballmer, исполнительный директор Microsoft; Kofi Annan, бывший генеральный секретарь ООН; and Eric Schmidt, председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании «Google».

В 2010 году появилась еще одна новая конкурсная категория Film Craft lions – за самый лучший продакшен. Впервые в этом году был проведен конкурс Young Marketers, в котором впервые в истории фестиваля соревновались не молодые креаторы из рекламных агентств, а представители клиентов.